Мне бы только наделить народ суевериями, и тогда пусть кто угодно наделяет его законами и песнями. Марк Твен, "Афоризмы"
Вещи, окружающие нас в быту, с давних пор несут определенный символизм, смысловую нагрузку и подтекст, подчас отличающийся у разных групп и меняющий со временем свое значение. Не служит исключением и древнейший инструмент человека - нож. Его особенностью в современном мире является промежуточное положение - в массовом сознании он одновременно и инструмент, и оружие. Именно это и определелило уникальность ножа в системе современных стереотипов и предрассудков.
Сегодня, когда население покупает даже хлеб и колбасу уже нарезанными специальным станком, опыт обращения с ножом у многих сведен к миниммуму и ограничен приемом и, реже, приготовлением пищи. Такой контингент - идеальная среда для разрастания современных суеверий, ибо о самих ножах и их назначении они понятие имеют весьма приблизительное. Оно завуалировано и опосредовано социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что это не приходит в голову.
Занявшись исследованиями таких представлений приходишь к удивительным открытиям. Впрочем, давайте по порядку... Рассмотрим изменение отношения к ножу в различных историко-культурных формациях, способы его проявления и акцентуации с древности до новейшего времени.
В старых народных поверьях и обычаях нож предстает верным помощником и другом, который одновременно требовал к себе внимания и уважения. Он служил символом свободного и полноправного человека, а также оберегом от нечистой силы.
Так у восточных и западных славян считалось, что брошенный в смерч нож рассеивает его и ранит злого духа "встречника" - беса-вихря. На нем может остаться кровь нечистого. Согласно исследованиям Топоркова А.Л. ("Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья") нож использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В колыбель нож клали "чтобы не приступила смерть или злой дух". Особо оберегались таким образом дети до крещения. Иногда мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью.
В Казахстане собравшиеся на праздник тосек той ("праздник постели") отметить начало беременности молодой женщины, кладут ей под подушку ножичек - чтобы младенец появился на свет полноценным и здоровым и чтобы уберечь эту семью от порчи и завистливых глаз.
В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену. В Сибири было подмечено, что злые духи боятся железа и нож охотника служил ему не только инструментом, но и оберегом. В Скандинавии считалось, что напугать вредоносного духа может только желтый металл, поэтому детали рукояти и прибор ножен имели латунные элементы.
До сих пор суеверные люди кладут на ночь под кровать или матрас ножик. Его втыкают в подоконники и вешают над дверью в качестве оберега от воров и недоброго глаза, как это делали в древнем сказании сестры Финиста Ясна Сокола, чтобы защититься от вторжения. И сегодня знахари рекомендуют тем, кому кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержаться за что-нибудь железное. Например, за ножи или кинжалы, которые обладают еще более сильным защитным действием, чем сам металл.
|